Доклад на тему: Губернаторский проект «В каждой семье не менее одного ребенка с высшим образованием»

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Николая Салчаковича Конгара села Бай-Тал муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва»

ДОКЛАД

на тему: Губернаторский проект «В каждой семье не менее одного ребенка с высшим образованием»

proforientaciya bay-tal 001Выполнил: директор МБОУ СОШ

                                                              им. Н.С. Конгара с. Бай-Тал

                                    К.К. Салчак

 

 

Губернаторский проект «В каждой семье – не менее одного ребенка с высшим образованием» разработан в целях реализации Послания главы Республики Тыва Ш.В. Кара-оола Верховному Хуралу (парламенту) Республики Тыва о положении в республике и государственной политике на 2014 год от 20 декабря 2013 года и во исполнение п. 7 Перечня поручений Главы Республики Тыва Ш.В. Кара-оола от 19 февраля 2014 г. № 15.  

Распоряжением Пра­вительства Республики Тыва от 3 июня 2014 г. №209 утвержден план мероприятий («дорожная карта») по данному проекту. Данный проект является под­программой государственной программы «Разви­тие образования и науки на 2014-2020 годы».

Целью государственной политики в области образования является реализация права каждого человека на образование, обеспечивающаяся путем создания соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различного уровня и направленности в течение всей жизни.   

 

 Наиболее существенным барьером, препят­ствующим получению высшего образования, яв­ляется культурный барьер (отсутствие мотивации, уровень воспитания родителей, семейные установки и цен­ности). Там, где нет понимания ценности образования как блага для человека, его семьи, близких людей, общества,  республики, там не будет осознания не­обходимости получения высшего образования как гаранта духовности и интелли­гентности. Все зависит от того, какой уклад создан в семье.

Доступность высшего образования в значительной степени определяется не только и не столько способностями, проявленными молодыми людь­ми на вступительных испытаниях, сколько ре­сурсным потенциалом их семей. Различия в ресурсном потенциале семей обусловливают существенное нера­венство в доступности высшего образования. 

В селе Бай-Тал всего проживают 469 семей, из них из 231 семей дети учатся в школе, из них многодетных-87 и малообеспеченных – 28. Общее количество малообеспеченных семей с детьми в возрасте от 13 и старше  семей, из которых семьи с детьми с высшим образованием – 54. Это составляет 23% от количества малообес­печенных семей с детьми в возрасте с 6 и старше.

По состоянию 2013-2014 учебного года всего в школе учились 385 обучающихся, работали – 42 учителя, выпускников МБОУ СОШ им. Н.С. Конгара – 29  чел., из которых:

-  6 семьи, 21 % имеющие детей с высшим образованием, или учатся в учреждениях высшего профессионального образования; 

- 23 семьи или 79%, не имеющих детей с высшим образованием.

Если учесть количество семей, у которых уже есть дети с высшим образованием, то господдержку необходимо будет оказать выпускникам общего среднего образования в период 2014-2020 гг.: 258 семьям (каждый год в среднем).

С учетом совокупности социально-экономических факторов доступности высшего образования можно выделить следующие социальные группы, которые находятся в наиболее сложном социальном положении и которые нуждаются в государственной поддержке:

– дети из малообеспеченных, многодетных семей, в том числе дети инвалидов, безработных;

– одаренные дети из малообеспеченных, многодетных семей, в том числе дети инвалидов, безработных;

– дети с ограниченными возможностями здоровья.

Главной опорой в реализации задач проекта яв­ляется Тувинский госуниверситет. В связи с этим по целевому направлению из Бай-Талской СОШ один выпускник Мургу Чингис Буянович поступил в Тувинский государственный университет в факультет физической культуры и спорта.

Чтобы реализовать проект, необходимо создать систему межведомственного взаимодействия, постоянно отслеживать и ориентироваться на потребности рынка труда в республике. 

Нам нужно обратить особое внимание на научно-методические и организационные условия доступности высшего образования, такие как:

– исследовать социальные  уровни жизни семей и доступности для разных социальных групп детей высшего образования, сделать анализ спроса в обществе и потребностей рынка труда на получение высшего образования не менее одним ребенком в каждой семье в Республике Тыва; 

–систематически проводить предметные олимпиады для  школьников, научно-практи­ческие конференции, участвовать на конкурсах на муниципальном,  рес­публиканском и региональном уровнях; 

– разработать комплекс мер, направленных на вовлечение преподавателей школы для проведения дистанционных курсов для учащихся;

– разработать комплекс мер по оказанию психолого-педагогической помощи родителям при выборе их детьми востребованной профессии и получении высшего образования;

–  создать условия для профориентационной работы, предпрофильной и профильной подготовки обучающихся;

– организовать курсы  повышения квалификации руководящих и педагогических и социальных ра­ботников школы по профес­сио­нальной ориентации и самоопределению обу­чающихся в общем среднем и среднем про­фес­сиональном образовании.

Мониторинг профессиональных намерений показал, что аб­солютное большинство (80%) учащихся после окончания 11-го класса планирует продолжить обучение в вузах страны.

Данные мониторинга выпускников показали, что количество желающих получить высшее профессиональное образование: 19 человек из 29 выпускников 11-х классов (65%), на самом деле на высшие учебные заведения поступили 14 учащихся (48%).

         В школе работает профориентационный центр. Профориентационным центром руководит Агбаа Айланмаа Севээновна. Там проводятся классные часы по разным профориентационным направлениям.

 

Бай-Тал, 2014 г.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить